СРОЧНО! Ещё раз спасаем Баню-трактор / Ещё один 7-подъездный 17-этажный дом на ул. Гагарина

Огромный многоэтажный район «Золотые ворота» расположен вблизи единственного выезда на Ярославское шоссе, в центральной части города Королёв, вблизи ведомственных поликлиник, школ №1 и №13, детских садов. Всё это показалось привлекательным людям, которые купили в «Золотых воротах» квартиры, обещали школу, детские сады, социальную инфраструктуру. И теперь всех их обманули: ни школы, ни муниципального детского сада, ни-че-го не построено, кроме многоэтажных жилых домов. Одна из острейших проблем в центре города – огромные классы и учеба в две смены в школе №1.

Обещанная новая школа должна была быть на 1100 мест, сдать планировали в 2018 годуНо застройщик «Русинвест» Семёнов и Александр Ходырев поругались, как они говорят, из-за очередности расселения жилых домов, после чего застройщик умыл руки и сменил собственника юрлица. Скорее всего, проект ЖК «Золотые ворота» не будет осуществлен с вероятностью 99,9%.

За бортом осталось расселение 3 деревянных домов 1924 года постройки, 7 трёхэтажных домов, 1 четырехэтажка, 3 пятиэтажки, строительство школы, строительства паркинга. Люди – заложники конфликта, причем уже третий год.

Что же будет дальше? Строительство школы регулируется нормативами, в том числе размеру(площади) земельного участка. Так как школа находится между новостройками и дорогой, то территория здесь небольшая. Даже если застройщик обанкротится, а школу затем будет достраивать государство, то новая школа уже будет не на 1100 мест. В случае банкротства проект строительства школы (соответствующий нормативам десятых годов), безусловно, отменят и разработают новый, соответствующий нормативам середины 20-х годов. Я бы поставил на то, что в новой школе, построенной за государственный счет, будет около 800 мест. Сроки – неизвестны. В лучшем случае – 2025-2026 гг., когда Ходырев уже перестанет быть Главой города.

Пробки на улицах Пионерской и Ленина, очереди в терапевту, экскременты в подвале, нет парковочных мест, вторая смена в школе №1 – всё это колоссальные по своему объему проблемы.

И их решили усугубить!

На территории зоны Комплексного и устойчивого развития КУРТ-8 на ул. Гагарина вновь предложено построить жилой дом, на сей раз один, не в четыре секции, как год назад, а в целых семь, и это ещё даже не в окончательной редакции. Через какое-то время предложат повысить этажность до 25 этажей.

Год назад я уже писал о двух башнях-новостройках «Застройка в Подлипках / Две Башни им. Ходырева прямо у «Энергии», тогда нам с Вами совместными усилиями удалось отодвинуть вопрос застройки на один год.

Ситуация повторилась.

В 1932 году на улице Ленина архитектором Павлом Ивановичем Клишевым была спроектирована и построена городская баня – по заявлению Королёвского отделения МОО ВООПИиК она включена в реестр объектов культурного наследия, как памятник авангарда, знаменитая Баня, напоминающая трактор.

У Бани-трактора, как объекта культурного наследия (ОКН), включенного в реестр ОКН должны быть разработаны охранные зоны, которые не позволят новостройкам "давить" своим масштабом на памятник истории и культуры. Для этого специалисты разрабатывают "проект охранных зон" и утверждают его в региональном органе охраны памятников – Главном управлении культурного наследия Московской области. Подробнее об охранных зонах и зачем они нужны можно почитать в статье «Почему важно ставить здания на государственную охрану на примере хоровой школы в Подлипках».

Законом предусмотрена процедура общественных обсуждений такого проекта, когда обычные люди направляют замечания к проекту охранных зон, и если их много и они аргументированы, то их обязаны принять, а плохой проект охранных зон отклонить. Год назад нам с вами удалось отклонить проект охранных зон и отстоять Баню-трактор от застройки. Но новый проект 2021 года так же, как и проект 2020 года, никаких ограничений застройки в месте строительства не подразумевает, а 7-секционный дом будет «давить» своим масштабом на Баню-трактор. Это приведет к тому, что она будет погружена в «каменный мешок». Подробнее о том, какие проблемы доставит плохой проект охранных зон Бане-трактору можно почитать в статье СРОЧНО! Спасаем Баню-трактор в Королёве.

Предлагается утвердить охранные зоны Бани, которые позволят совершенно спокойно застроить территорию рядом с памятником архитектуры, заключив здание в каменный мешок, лишив солнечного света, что приведет к негативному влиянию на восприятие здания. Но на самом деле эти ограничения в 17 этажей не играют роли. Утверждаемая часть содержит информацию о том, что на участке, где находится стоянка НЕТ никаких зон охраны, т.е. любая деятельность разрешена в этом месте в соответствии с ПЗЗ.

Таким образом, строительство огромного 7-секционного дома приведет к социальному, транспортному коллапсу, а также окажет существенное негативное воздействие на объект культурного наследия – памятник Бани-трактора. Об этом даже написали сами эксперты в акте экспертизы проекта – "Контрольное направление № 1 показывает, что потенциально возможная к размещению застройка на исследуемом к развитию участке с данного контрольного направления находится в прямой совидимости с объектом культурного наследия и в случае ее расположения в максимальном приближении к памятнику в границах исследуемого к развитию участка окажет негативное влияние на условия восприятия объекта культурного наследия".

Публичных слушаний по застройке территории не будет, общественных обсуждений не будет. Всё решается здесь и сейчас, за вашим смартфоном, планшетом, ноутбуком или настольным ПК. В рамках общественных обсуждений по проекту охранных зон Бани-трактора мы с вами можем направить свои замечания и потребовать отклонить проект, разработанный по заказу застройщика и обеспечивающий его в его интересах, но при этом в ущерб объекту культурного наследия. Сохранение этой зоны – в наших с вами интересах.

ИНСТРУКЦИЯ:

САЙТ НЕ РАБОТАЕТ! ОТПРАВЛЯЙТЕ ТЕКСТ НА ПОЧТУ: gukn@mosreg.ru

Шаг №1: Заходим на сайт ГУКН МО по ссылке: https://gukn.mosreg.ru/feedback

В конце страницы нажимаем «Написать письмо».

Шаг №2: Заполните все поля со звездочками

Шаг №3: Вставляете в графу текста примерно следующий текст:

В ГУКН МО

Заявление

В соответствии с Федеральным законом №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации №569 от 15 июля 2009 г., в соответствии с Федеральным законом №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», направляю в Главное управление культурного наследия Московской области возражения (замечания и предложения) к Акту государственной историко-культурной экспертизы Проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Банно-прачечный комплекс, 1930-е гг.», расположенного по адресу: Московская область, городской округ Королев, город Королев, улица Ленина, дом 12, в рамках публичного обсуждения.

Представленный на экспертизу «Проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Банно-прачечный комплекс, 1930-е гг.», расположенного по адресу: Московская область, городской округ Королев, город Королев, улица Ленина, дом 12» содержит информацию, которая не отвечает принципам проведения государственной историко-культурной экспертизы, а именно:

Замечание №1
Акт Государственной историко-культурной экспертизы подготовлен в целях «определения соответствия или несоответствия проектируемых границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и земельных участков, требований к градостроительным регламентам в данных границах требованиям законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия».

В пояснительной записке (т.1, стр. 69-76, 97-101) приводится «Схема прогнозируемого бассейна видимости объектов, возможных к размещению в зонах допустимого развития планировки и застройки» на территории, не входящей в соответствии с проектом Схемы границ зон охраны объекта культурного наследия в охранные зоны, что противоречит целям проведения государственной историко-культурной экспертизы, в связи с тем, что влияние объектов капитального строительства на объект культурного наследия рассматривается в рамках отдельной государственной историко-культурной экспертизы в случае расположения объекта капительного строительства в охранных зонах.

Присутствие в материалах государственной историко-культурной экспертизы схем и планов «возможного размещения» объектов капитального строительства вне проектируемых охранных зон свидетельствует о том, что реальная цель проекта зон охраны отличается от приведенной в Акте экспертизе и самом проекте, а именно ставит цель обосновать отказ включения в охранные зоны территории в прямой совидимости с объектом культурного наследия, а также обосновать возможность размещения объектов капитального строительства, ложно заявив об отсутствии влияния застройки на памятник, то есть «подогнать» проект зон охраны под конкретную задачу застройки территории, что нарушает принципы проведения государственной историко-культурной экспертизы, установленные статьей 29 Федерального закона №73-ФЗ (далее принципы) в части «презумпции сохранности объекта культурного наследия при любой намечаемой хозяйственной деятельности», а также в части «достоверности и полноты информации», так как эксперт не указал эти обстоятельства в разделе III Акта «Сведения об обстоятельствах, повлиявших на процесс проведения и результаты экспертизы».

Замечание №2
В разделе «Оценка влияния возможных к размещению объектов на визуальное восприятие объектов культурного наследия и их ценное историко-градостроительное и природное окружение» (стр. 71) авторы проекта указывают, что в целях определения предельно допустимых высотных характеристик выполняется анализ композиционного взаимодействия объектов культурного наследия, ценного градостроительного и ландшафтного окружения, существующей рядовой застройки и потенциальных объемно-пространственных характеристик развития территории.

Указано: «Для соблюдения требований сохранения условий визуального восприятия объектов культурного наследия и ценных видовых раскрытий района исследования анализ проводится на выявленных значимых направлениях» … «Контрольное направление № 1 показывает, что потенциально возможная к размещению застройка на исследуемом к развитию участке с данного контрольного направления находится в прямой совидимости с объектом культурного наследия и в случае ее расположения в максимальном приближении к памятнику в границах исследуемого к развитию участка окажет негативное влияние на условия восприятия объекта культурного наследия».

Также указано, что: «Размещение новой застройки на территориях, прилегающих к территории объекта культурного наследия, возможно с учетом сохранения визуального восприятия исторической композиции памятника, а также с учетом сохранения его градостроительной значимости».

Ранее (стр. 58) авторами указано, что:

«В результате проведенного визуально-ландшафтного анализа восприятия объектов культурного наследия в их исторической и природной среде выявлено следующее:
- участок, исследуемый для предполагаемого развития градостроительной ситуации, расположен в зоне активного восприятия объекта культурного наследия и находится в прямой совидимости с памятником с одного из основных контрольных направлений с пересечения улиц Гагарина и Ленина.
-существующая многоэтажная жилая застройка, расположенная в непосредственной близости от памятника вдоль улицы Гагарина и уходящая вглубь квартала по улице Ленина является диссонирующей по отношению к объекту и «подавляет» окружающую застройку своим масштабом».

В первой редакции Акта экспертизы, отклоненного в марте 2020 года было указано, что невзирая на расположенную в непосредственной близости современные многоэтажные здания, оказывающие отрицательное воздействие на восприятие объекта культурного наследия и окружающую его застройку, сохранились точки восприятия, которые позволяют увидеть памятник в благоприятной исторической среде.

Авторами предложены «Рекомендации по ограничению высотных характеристик проектируемых объектов», по сути выполняющие роль рекомендованного режима использования земель.

Кроме того, в описании Контрольного направления №6 указано, что: «Существующие на заднем плане панорамы за объектом культурного наследия двадцатипятиэтажные жилые дома «подавляют» окружающую застройку диссонирующими габаритами».
Однако высотные дома вдоль улицы Гагарина расположены к югу от объекта культурного наследия и не находятся в совидимости к объекту культурного наследия, не перекрывая вид на его основной фасад.

Одновременно, авторы проекта указывают, что «потенциально возможное градостроительное развитие участка, в силу своего размещения и характера местности, не будет играть значительную композиционную роль в формировании силуэтных характеристик района исследования ввиду своего удаления от основной планировочной оси вдоль улицы Ленина», что прямо противоречит утверждениям тех же авторов ранее.

На схеме «Границы зон охраны объектов культурного наследия», подготовленной авторами, несмотря на наличие анализа о возможности размещения в совидимости от памятника высотной застройки, несмотря на наличие прямого указания о негативном влиянии на размещение высотной застройки на памятник, территория стоянки между памятником и проездом Ворошилова (то есть в непосредственной близости от памятника) не включена ни в одну из зон регулирования застройки и, соответственно, не имеет ограничений по допустимой высотности.

Авторы Проекта признают необходимость регулирования застройки на указанной территории, дают рекомендации по регулированию застройки, указывают на негативное влияние в аналогичных ситуациях, однако, несмотря на принцип сохранности памятника при осуществлении любой хозяйственной деятельности, авторы проекта не включают в зону регулирования застройки территорию, где предполагается многоэтажное строительство.

Таким образом, самые важные параметры использования земельных участков к западу от памятника, находящихся в прямой совидимости с отмеченными авторами Проекта ценными фасадами памятника выведены из обязательных к исполнению обременений в рекомендованные.

Следовательно, авторы Проекта зон охраны, равно как и эксперты, подписавшие государственную историко-культурную экспертизу, нарушили принципы проведения государственной историко-культурной экспертизы, утвержденные статьей 29 Федерального законы №73-ФЗ, поскольку схема границ охраны объекта культурного наследия регионального значения не защищает памятник истории и культуры от негативного воздействия различных видов хозяйственной деятельности на тех земельных участках, которые расположены между «Банно-прачечным комплексом…» и проездом Ворошилова.

Авторами Проекта указывается, что застройка вблизи памятника истории и культуры окажет негативное влияние на восприятие здания со стороны ценных фасадов (ими же и определённых), но вслед за тем допускают высотное строительство при условии, если отнести его от памятника на 15 – 20 метров, хотя при масштабах высотного строительства отнесение новых зданий на такое мизерное расстояние никак не защитит «Банно-прачечный комплекс» от негативного влияния на его восприятие.
Авторами проекта не проведён сравнительный анализ влияния застройки при размещении в 25, 150, 250 метрах от застройки и возможной высотности объектов с обоснованием своего утверждения о возможности размещения застройки менее, чем в 100 метрах от памятника истории и культуры.

Незначительные по высоте ограничения высотные регламенты на земельные участки к западу от памятника приведут к ситуации, когда возможные к размещению объекты будут «подавлять» памятник своим масштабом.

Такая застройка негативно повлияет на визуальное восприятие восточного фасада памятника истории и культуры.
Королёвское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры настаивает на проведении дополнительных исследований в целях определения возможности размещения в указанной зоне высотной застройки.

Замечание №3
Проектом предусмотрено установление регламентов использования территории к востоку от памятника, однако, по нашему мнению, граница зоны ЗРЗ-2(4) должна включать в себя территорию всего квартала между улицами Кирова, Ленина и Гагарина, включая сквер перед домом №17 по улице Ленина. Отсутствие регламентов на указанную территорию может привести к строительству на месте домов по ул. Кирова или у дома №17 по ул. Ленина высотных сооружений, подавляющих объект культурного наследия, заключив памятник в «каменный мешок», из-за чего окружающая застройка окончательно «подавит» памятник истории и культуры.
Необходимо установить регламент использования территории к северо-востоку от памятника вплоть до площади Дзержинского (пл. Ленина) с определением высотных параметров строительства.

Замечание №4
Памятник истории и культуры регионального значения является ценным примером архитектуры стиля конструктивизм, отличительной особенностью которого является отсутствие декорирования фасадов, а архитектурно-художественная ценность здания достигается геометричностью, монолитностью, строгостью форм и лаконичностью.
В этих условиях наилучшее визуальное восприятие памятника достигается в условиях прямого естественного освещения, когда солнечные лучи «выделяют» объём здания и его силуэт. В настоящее время здание «Банно-прачечного комплекса….» освещается с рассвета до ~11:30, а затем с 17:00 до заката. Между 11:30 и 17:00 здание находится в тени многоэтажных жилых домов, в чем и выражается негативное влияние последних на восприятие объекта историко-культурного наследия.
Потенциальное строительство к юго-западу от памятника перекроет освещение с 17:00, заключив здание в массивную тень, которая окажет негативное влияние на восприятие памятника в вечерние часы.
Авторами Проекта не проведено исследований инсоляции объекта, чем нарушен принцип полноты информации, предоставляемой заинтересованным лицом на историко-культурную экспертизу, а также достоверности и научности при проведении исследований.

Замечание №5
На странице 70 тома №1 Пояснительной записки авторы Проекта указывают о распространении бассейна видимости объектов возможных к размещению в границах исследуемого квартала «на значительные расстояния к западу, югу и северу в связи со значительными высотными параметрами по отношению к сложившейся в окружении застройки, не превышающей 8 этажей».
Данное утверждение не соответствует действительности, так как окружающая застройка имеет максимальную высотность в 4 этажа.

Замечание №6
На странице 70 указано, что «основные композиционно-пространственные связи объекта культурного наследия с ценным окружением сохранены фрагментарно».
Однако композиционно-пространственные связи объекта историко-культурного наследия имеют высокую степень сохранности на рассматриваемой территории, так как в квартале, ограниченном улицами Ленина, Гагарина, проезд Дзержинского и проезд Ворошилова, с окончания строительства бани вплоть до настоящего времени построено всего два новых здания, не влияющих на композиционно-пространственные связи, а именно: проезд Дзержинского д.4, а также здание ул. Ленина 10а, и расположенных к западу от памятника так, что их не видно с контрольных направлений.

Замечание №7
На странице 70 указано, что «основные композиционно-пространственные связи объекта культурного наследия с ценным окружением сохранены фрагментарно», а проектом предусмотрено сохранение исторических домовладений и отдельных элементов застройки, что позволит памятнику сохранить композиционно-пространственные связи.
В то же время в состав охранной зоны ОЗ-1 не включено одноэтажное здание в непосредственной близости к памятнику, в соответствии с Контрольным направлением №2 составляющее композиционно-пространственные связи объекта культурного наследия, а также являющееся ценным окружением здания. Речь идёт о здании по адресу ул. Гагарина, д.7. На схеме хронологической характеристики элементов объемно-пространственной и планировочной структуры территории (стр. 27) временем постройки этого здания указаны 1950—1990-е гг., в то время как на плане 1968 года здание по ул. Гагарина, д.7 отмечено как уже существующее в нынешних границах, а габариты оконных проемов и членение оконных заполнений позволяют отнести здание к промышленным строениям 1950-х годов.

На схеме «Историко-архитектурный опорный план» отмечена утраченная застройка, которая в квартале, ограниченном улицами Ленина, пр-д Дзержинского, пр-д Ворошилова и улица Гагарина не совпадает с планами, аэрофотосъемкой и другими материалами в точке, где находится одноэтажное здание на ул. Гагарина, д.7.

Одноэтажное здание промышленного назначения является элементом историко-градостроительной среды, сохранившим стилистические признаки промышленной архитектуры 1950-60-х годов. По нашему мнению, указанное здание необходимо включить в зону с регламентом ОЗ-1.

Замечание №8
Авторами проекта неоднократно отмечается влияние многоэтажной застройки вдоль улицы Гагарина (например, стр. 41) на объект культурного наследия: «При этом, за последние годы масштаб окружающей застройки сильно изменился со строительством нескольких высотных комплексов в 17-25 этажей в окружении исследуемого объекта культурного наследия, повлияв на его восприятие».

В действительности влияние на восприятие объекта окружающая застройка оказала не критическое, так как на основных «контрольных точках», с которых пластика здания воспринимается наилучшим образом, многоэтажные дома остаются позади зрителя и не влияют на восприятие ценных фасадов объекта культурного наследия.

Замечание №9
Авторами проекта приводятся иллюстративные материалы (стр. 62), в том числе фотоиллюстрации основных направлений визуального восприятия объектов культурного наследия.

Однако, в проекте не обоснован выбор именно таких контрольных направлений. Так, при смене угла обзора памятника множество «диссонирующих» объектов перестают попадать в зону видимости, что характерно для ценных точек восприятия объекта и отличает их от не ценных.

Контрольное направление №1
Как мы полагаю, контрольное направление №1 выбрано намеренно таким образом, чтобы показать влияние диссонирующей застройки на восприятие памятника. Однако при изменении угла обзора восприятие памятника оказывается не затронуто многоэтажной застройкой, и, кроме того, к северо-западу от памятника многоэтажной застройки нет, таким образом, силуэт памятника воспринимается без визуальных помех.
В описании Контрольного направления №2 автор проекта отмечает, что «благодаря тому, что высотная застройка расположена сзади камеры можно увидеть объект культурного наследия в благоприятной для его восприятия среде», таким образом, это подтверждает намеренный выбор контрольного направления №1, чтобы диссонирующая застройка влияла на восприятие памятника.

Контрольное направление №2
Выбор контрольного направления №2 на значительном удалении от памятника имеет признаки намеренного, так как с этой точки присутствует визуальное восприятие объекта в совидимости с 5-этажным домом по адресу ул. Ленина, 19, однако наилучшее контрольное направление с видом на западный фасад здания находится ближе к памятнику. Таким образом, авторами проекта намеренно выбрано неверное контрольное направление в целях обоснования отказа включения в проект охранных зон территорий, расположенных к востоку от памятника.

Контрольное направление №3
Описание контрольного направления не соответствует фотофиксации, таким образом, понять, что имеют в виду авторы Проекта, невозможно.

Контрольное направление №4
Описание контрольного направления не соответствует фотофиксации, таким образом, понять, что имеют в виду авторы, невозможно.

Контрольное направление №5
Описание контрольного направления не соответствует фотофиксации, таким образом, понять, что имеют в виду авторы, невозможно.

Контрольное направление №6
Описание контрольного направления отсутствует в томе №1, таким образом, понять, что имеют в виду авторы, невозможно.

Полагаю, что приведенных выше нарушений принципов научности и полноты информации, предъявляемых к проведению экспертизы и установленным в ст. 29 ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе" (с изменениями и дополнениями) достаточно для отклонения Акта государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Банно-прачечный комплекс, 1930-е гг.», расположенного по адресу: Московская область, городской округ Королев, город Королев, улица Ленина, дом 12.
Прошу отклонить представленный Акт государственной историко-культурной экспертизы Проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Банно-прачечный комплекс, 1930-е гг.», расположенного по адресу: Московская область, городской округ Королев, город Королев, улица Ленина, дом 12.

С уважением,

***

Шаг №4: Вводите символы с картинки и нажимаете «Направить письмо».

Шаг №5: Через минут 10 заходите в почту и пересылаете письмо-уведомление мне на почту: grishin.korolev@gmail.com.

Последний пункт позволит мне связаться с Вами при обращении в прокуратуру, если ГУКН МО опубликует пустую сводку замечаний.

КРАЙНИЙ СРОК – 17:59 18 марата 2021 г.


Всё самое свежее я теперь публикую в телеграм-канале «Наукоград Королёв». Подписывайтесь!А чтобы не пропускать посты, подписывайтесь на Дайджест новостей! Это почтовая рассылка самых интересных новостей и статей за последнее время, связанных с городом. И не забывайте про Вконтакте, Фейсбук и Ютюб…… и ещё сайт о Генплане Королёва и о Правилах землепользования и застройки!